Авторизация
 
  • 11:49 – Сборная Сибири победила на Межрегиональной Спартакиаде участников Президентской программы 
  • 11:49 – Первый тренер Зобнина: Рома сильнее Денисова 
  • 11:48 – Курды принудительно вербуют население Сирии для боев с Турцией 
  • 11:47 – Южнокорейские журналисты вылетели в КНДР для участия в закрытии ядерного полигона 

Тест советских магнитол

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе пытаемся запустить «музыку» из автомобилей эпохи развитого социализма.


В этот раз на нашем рабочем столе – аппараты, поступившие из нескольких источников. Поддержав начатую тему, родня и знакомые снесли автору собственные раритеты, найденные дома на антресолях, в гараже или даже в торпедо старой заброшенной машины, доживающей век в углу двора. Некоторые гаджеты оказались неожиданными даже для привлеченных в качестве экспертов шоферов-ветеранов. Страшно подумать, что еще у нас можно найти, если задаться целью и раскинуть сеть пошире…

3043090

1. Первая советская автомагнитола АМ-301

1. Первая советская автомагнитола АМ-301 магнитола, магнитофон, приемник

Редкий даже для своего времени представитель музыкальной – а скорее все же автомобильной – культуры прошлого века. На пожелтевшей этикетке цена – 264 руб., на металле корпуса выбита дата выпуска – 09.1971! Верится с трудом – ведь это ж только год как «двадцать первую» Волгу перестали выпускать! Кстати, с датой неувязочка: историки автозвука называют дату начала выпуска первой отечественной автомобильной магнитолы АМ-301 как 1974 год. Но не верить нашим запечатленным в металле цифрам мы тоже не можем…

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

ЭТО БЫЛ НАСТОЯЩИЙ ПРЕДМЕТ РОСКОШИ – АВТОМОБИЛЬНАЯ КАССЕТНАЯ МАГНИТОЛА! СТОИЛА НЕМАЛЫХ ДЕНЕГ (ПО ТОГДАШНЕМУ КУРСУ – ОКОЛО $400!), СВОБОДНО НА ПРИЛАВКАХ НЕ ЛЕЖАЛА, УСЛЫШАТЬ ЕЕ МОЖНО БЫЛО ИЗ ОКОН ТОЛЬКО САМЫХ ШИКАРНЫХ МАШИН – ВОЛГ И ЖИГУЛЕЙ-«ТРОЕК».

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

По размерам и дизайну видно, что АМ-301 придумали в пору, когда у нас еще не знали стандартных форм-факторов 1DIN и 2DIN, а монтировали головное устройство аудиосистемы зачастую путем подвески под торпедо. Впрочем, поначалу только в Волге ГАЗ-24 наша магнитола и могла поместиться в гнездо торпедо.

Впечатляющие подробности: приятные на ощупь резиновые ободки ручек настройки и громкости и мягкая упругость последней в крайних положениях – чтобы ненароком не сломать резистор, выкрутив ручку до упора. Поскольку мощность усилителя равнялась всего лишь 2,5 ваттам, следует думать, что «на полную» регулятор громкости ставили часто.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Естественно, мы поколдовали с обезличенной проводкой и попытались запустить эту роскошную вещь в действие. Тюнер пребывает в не лучшем состоянии: на длинных и средних волнах ничегошеньки поймать не удалось, а на ультракоротких наш АМ-301 смог «перехватить» целых два телеканала. Сразу оговоримся, что радиостанций, вещающих в «советском» диапазоне УКВ, в регионе, где мы проводили испытания «ветеранов», просто нет.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Несмотря на возраст, наш «подопытный» оказался не так уж прост. Настроить станции реально помогает кнопка АПЧ (автоматическая подстройка частоты), о выбранном режиме – радио или магнитофон – сигнализируют зеленые лампы. А из описаний в архивах коллекционеров аудиоустройств мы узнали, что в первой советской магнитоле применены несколько, как тогда говорили, интегральных микросхем!

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

«Лентопротяжка» данного экземпляра за тридцать лет жизни явно подустала. Но устроена она по-взрослому: кассета втягивается электроприводом, головка и валы к ней так же подводятся отдельным сервомоторчиком. И моторчик этот при введении кассеты в щель у нас начинал работать, но привод в целом, увы, втащить кассету на ее место ни разу не смог. Что ж, простительно для ветерана отечественного автозвука.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

2. Чисто «Восьмерка»: радиоприемник Былина-315-08

 2. Чисто «Восьмерка»: радиоприемник Былина-315-08 магнитола, магнитофон, приемник

Тут никаких загадок, поскольку изделие попало к нам буквально «в упаковке» – в совершенно новом виде и в полной комплектности. Повреждения имеются только на книжке-инструкции (уж извините за натурализм – погрызана мышами или какими-то не менее злыми насекомыми). Дата выпуска в гарантийном талоне – 27 августа 1991-го – тревожные были дни, но все заводы еще работали без проблем.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Индекс 08 в названии означает модификацию для ВАЗ-2108 («девятки» появились в продаже позже, поэтому индекс именно такой). Были еще комплектации для «шестерок», Волг и «сорок первых» Москвичей. Отличия – в типоразмерах динамиков и в их количестве, а также в некоторых крепежных деталях, посредством которых аппарат фиксируется в торпедо.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Дело вообще-то в том, что многие советские модели автомобилей с завода комплектовались радиоприемниками беспорядочно: радио в конкретном экземпляре могло быть, а могло и отсутствовать – с соответствующей коррекцией цены, естественно. Поэтому производители радиоаппаратуры часто создавали модификации своих изделий для установки их в различные автомобили, как теперь говорят, aftermarket, ведь единого размерного стандарта наподобие немецких 1DIN и 2DIN у нас тогда не было.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

…В слегка отсыревшей коробке нахожу собственно приемник и сразу два динамика! Еще кое-что по мелочи: запасные предохранители, лампочка, моток провода для прокладки через весь салон к штатным местам громкоговорителей (они у первого поколения семейства 2108 были в задней полке). В отличие от модификаций «Былины-315» для Волг и «шестерок», никаких пластин и угольников нам не полагается – у «восьмерки» все детали крепления уже имеются в торпедо.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Внешне приемник симпатичный и по дизайну вполне соответствует стилю интерьера первых «восьмерок»/«девяток». Правда, при обращении с милыми скругленными кнопками и ручками настройки возникает дешевое пластмассовое ощущение. Впрочем, вспоминаю царство таких же пластмассовых реакций в салоне «восьмерок» и успокаиваюсь насчет «Былины»: все нормально, по-другому тут и не нужно.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

КОГДА МЫ ПОДКЛЮЧИЛИ НОВЕНЬКОЕ РАДИО К ПИТАНИЮ, СРАЗУ ЗАСВЕТИЛАСЬ ЯНТАРНОЙ ПОДСВЕТКОЙ ШКАЛА. В ДИАПАЗОНЕ УЛЬТРАКОРОТКИХ ПОЙМАЛИ ДВЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ, БОЛЬШЕ НИЧЕГО ЗДЕСЬ НАЙТИ ТОЛКОМ НЕ УДАЛОСЬ – СОВРЕМЕННЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЭФИР, КАК ИЗВЕСТНО, ЕДВА ЛИ НЕ ЦЕЛИКОМ СМЕСТИЛСЯ В ВЕРХНИЙ УКВ-ДИАПАЗОН, А У НАШЕЙ 315-Й ОН ВСЕ ЕЩЕ ПО-СОВЕТСКИ НИЖНИЙ.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

К слову, на момент, когда был выпущен наш экземпляр, уже существовала экспортная модификация «Былины-315-08Э» – ведь ВАЗ-2108 вовсю поставлялись за рубеж. Так вот у экспортного варианта была возможность принимать привычное нам сегодня FM-вещание на частотах 88–104 МГц (почему-то до стандартных 108 МГц конструкторы все-таки не дотянули). А вот короткие волны порадовали, тут сразу три мощных передачи: сводки новостей на румынском и английском плюс восточные мелодии.

Динамики, правда, не ахти, что по виду, что по звучанию – каково было водителю их, установленные в корме, через всю машину слушать?

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

3. Магнитофон Иж-302

3. Магнитофон Иж-302 магнитола, магнитофон, приемник

Мотоциклы Иж – знаем. Автомобили Иж – знаем. Даже ружье Иж знаем. А магнитофон Иж – нет, не знаем. Поэтому автор лично не устоял однажды перед соблазном потрогать такое чудо руками… И купил данное изделие на интернет-аукционе в одном отдаленном регионе, организовав пересылку через две государственные границы.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

ЗАТРАЧЕННЫЕ УСИЛИЯ ОПРАВДАЛИСЬ: Я ИЗВЛЕК ИЗ ПОСЫЛОЧНОЙ КОРОБКИ ЕДВА ЛИ НЕ НОВЕНЬКИЙ КАССЕТНИК. ПЕРВАЯ ПРОВЕРКА: САМЫЙ СЛАБЫЙ УЗЕЛ ЛЮБОГО СОВЕТСКОГО КАССЕТНОГО МАГНИТОФОНА – ЗАМОК КРЫШКИ КАССЕТНОГО УЗЛА. РАБОТАЕТ! А ПОМНИТСЯ, В ДЕТСТВЕ У МНОГИХ ТОВАРИЩЕЙ ЭТА КРЫШКА ПОСТОЯННО ТОРЧАЛА В ОТКРЫТОМ СОСТОЯНИИ.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Модель относится лишь к третьей группе сложности (высшая – нулевая, низшая – четвертая), но внешне выглядит очень добротно. Например, великолепные хромированные клавиши сделаны из пластмассы.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Уместно сказать, что малоизвестный «маг» Иж-302 как две капли воды похож на популярную в СССР в 1980-е годы «Электронику-302», отличия только в шильдике. Ничего удивительного, ведь тогда это называлось унификацией: выпускались телевизоры-клоны, радиоприемники-клоны и прочее.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Откуда «автомобильно-мотоциклетное» имя у бытовой аудиотехники? Да вот как раз оттуда – с Ижевского мотозавода! В 1982 году по обязательной для советских предприятий программе производства товаров народного потребления удмуртские мотоциклостроители начали выпуск магнитофонов.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Включить Ижа нам долго не удавалось, поскольку конструкторы организовали в нем оригинальную схему питания. Сетевой адаптер 220/9 вольт не встроен внутрь, а вставляется в отсек для батареек. Мне этого устройства продавец не прислал, поэтому пришлось покупать 6 «больших» круглых батареек. Нажимаю клавишу «Пуск» (никаких Play или Stop – все по-русски!), прибавляю громкость, слышу легкий шелест из динамика, рокот моторчика – магнитофон жив! Но кассета с карандашной надписью «Итальянцы» не крутится. Увы, резиновые пассики лентопротяжного механизма за тридцать лет стали трухой, а упругий прижимной ролик представляет собой теперь черную массу, намертво прилипшую к тон-валу и нещадно испачкавшую мне пальцы.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Как ни странно, в ближайшем радиоателье запросили на ремонт всего три дня и смешную сумму денег. Когда-нибудь я обязательно выделю и то, и другое – и тех итальянцев мы еще послушаем…

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

4. Магнитола Munchen

4. Магнитола Munchen магнитола, магнитофон, приемник

Вообще-то, это изделие должно называться Ferrari – именно под таким амбиционным именем продавалось на авторынках большинство простецких магнитол в начале 1990-х. Стоили недорого, работали недолго, излучали из маленьких комплектных колонок дребезжащий пластмассовый звук.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ЭТО БЫЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА РЫНКА: ВО-ПЕРВЫХ, НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ, ВО-ВТОРЫХ, СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ. ПРИВЫКШИЕ К СОВКОВОЙ ДОБРОТНОСТИ И КОНСЕРВАТИВНОСТИ ГРАЖДАНЕ, ЕЩЕ НЕ ОПРАВИВШИСЬ ОТ ЭПОХИ ДЕФИЦИТА, КЛЕВАЛИ НА ДОСТУПНОСТЬ И ВНЕШНЮЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТАКИХ FERRARI И ИМ ПОДОБНЫХ. И БЫЛИ В ШОКЕ ОТ ИХ ПРИМИТИВИЗМА И НЕДОЛГОВЕЧНОСТИ.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Как раз тогда я впервые услышал слово «одноразовый» применительно к «технически сложным товарам длительного пользования». Но, тем не менее, покупали такие магнитолки вполне активно: массово появляющиеся на рубеже 1980-90-х новомодные FM-радиостанции работали в верхнем частотном диапазоне УКВ (88–108 МГц). А эти частоты не «ловили» имеющиеся у большинства автолюбителей стандартные радиоприемники отечественных марок (их диапазон – 66–74 МГц).

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Но все познается в сравнении: с точки зрения сегодняшнего небогатого потребителя наш Munchen выглядит не так уж плохо. В отличие от нынешних китайских подделок, ширпотреб девяностых отличается большей основательностью конструкции. Металл явно толще, чем нужно для того, чтобы магнитола не звенела и не изгибалась под своей тяжестью; пластик лицевой панели тоже внушительный, да и с виду не самый дешевый. Имеются предупредительные наклейки, подсказки касательно назначения гнезд – и ни одной сакральной надписи Made in China! Впрочем, Made in Japan, которой грешили кустари 1990-х, тоже нет.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Мы подключали этот аппарат к 12-вольтовому аккумулятору. Радио – просто восторг! Вот она, великая сила частотной модуляции! Четкий уверенный прием всех мыслимых и немыслимых в городке (где проходил тест) FM-радиостанций, достаточно мощный усилитель, от которого «запирались» даже 5-ваттные динамики, и в качестве бонуса – классический для конца ХХ века красный светодиод. Здесь он визуально подтверждает максимальную точность настройки на станцию.

Тест советских магнитол магнитола, магнитофон, приемник

Для непосвященных скажу, что у приемников с ручной механической настройкой качество приема зависит от того, насколько точно пользователь остановил ручку настройки на нужной волне. Загоревшийся индикатор помогает понять этот момент. Кассета МК-60-6 1992 года выпуска, которую мы нашли внутри Munchen”а, неожиданно заиграла. Чуть-чуть затягивая звук, она поведала нам о пахнущей снегом наволочке, упавшем на Москву небе и зеленом огоньке позднего такси. Кассета чуть поскрипывала, динамик трещал при регулировке, ярким пятнышком горел теперь уже зеленый светодиод…

***

Рискую показаться сентиментальным, но скажу, что ради такого ностальгического момента стоило затевать всю эту возню со сбором гаджетов, коммутацией безымянных проводов, поиском динамиков и настройкой антенны. Слушать старую музыку прошлого века из соответствующей аппаратуры – это совсем не то же самое, что включить Modern Talking в формате mp3.

Источник

рейтинг: 
  • Не нравится
  • +20
  • Нравится
Оставить комментарий
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter